вторник, 24 февраля 2015 г.

ЛЕКЦИЯ 2. УНИФИКАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ, ИХ ПРИЗНАКИ.


1.     Признаки и структура документа
2.     Унификация и стандартизация документов.
3.     Унифицированные системы документации

1. Документ - это документированная на материальном носителе ин­формация в виде текста, звукозаписи или изображения с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, предназначенная для передачи ее во времени и в пространстве в целях хранения и использования, в том числе и в качестве доказательства. Таким образом, документ явля­ется «сложным объектом, представляющим собой единство информа­ции и материального (вещественного) носителя»[1]. Изучение документа как сложного объекта предполагает выявление всех его отличительных свойств и признаков.
К основным свойствам документа относят атрибутивность, функцио­нальность, структурность.
Атрибутивность - это наличие в документе как в целостной систе­ме двух основных взаимосвязанных слагаемых, без которых он суще­ствовать не может: информационной и материальной. Информацион­ная слагаемая документа - это содержание (мысли, идеи), материаль­ная - это форма, которая служит для закрепления и передачи информации. Форма документа обычно рассматривается с точки зре­ния материала (носителя фиксированной информации).
Функциональность - это предназначенность документа для переда­чи во времени и в пространстве. О разнообразных функциях документа уже говорилось в предыдущей главе. Способность документа выпол­нять разнообразные функции позволяет рассматривать его как источ­ник информации и как средство социальной документной коммуника­ции.
Структурность документа - это тесная взаимосвязь составляю­щих его элементов и подсистем, обеспечивающая его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Всякий документ об­ладает определенной структурой, а документы одного вида имеют ти­повую структуру (типовой формуляр). Типовой формуляр определя­ется соответствующими правилами, инструкциями, положениями и др. Документ должен отвечать установленным требованиям, быть со­ответствующим образом оформленным с целью его использования и хранения.
Охарактеризуем основные признаки документа.
1.  Наличие смыслового содержания. Содержание документа за­ключает в себе выделенную с определенной целью и/или по опреде­ленному назначению информацию с реквизитами, позволяющими ее отождествлять и идентифицировать с конкретными субъектами. С нали­чием этой информации связаны определенные отношения или юри­дические последствия.
2.  Стабильная вещественная форма, которая обеспечивает дол­говременную сохранность документа, возможность многократного ис­пользования и перемещения информации в пространстве и во време­ни. Форма документа представляет собой единое сочетание физической формы материального носителя, способа фиксации и представления информационных данных или атрибутов (внешняя форма) и органи­зационной формы структуры представления, зафиксированной на ма­териальном носителе информации (внутренняя форма). Таким обра­зом, форму документа можно определить как совокупность содержа­тельной информации и реквизитов, установленных в соответствии с целевой направленностью и характером правоотношений и распо­ложенных в определенном порядке и формате на материальном но­сителе.
3.  Предназначенность для использования в социальной комму­никации, т.е. документы изначально предназначены для хранения и передачи во времени и пространстве.
4.  Завершенность сообщения, что обусловливается областью применения документа. Незавершенное сообщение, например чер­новик, не может быть полноценным документом. Требование завер­шенности является относительным, так как существует ряд незавер­шенных сообщений, имеющих особое значение для научных иссле­дований.
Основные признаки документа, определяющие его родовое поня­тие, не только не исключают, но и предполагают дальнейшую класси­фикацию отдельных видов документов. При этом используются не толь­ко указанные основные признаки, но и признаки, выявляющие особен­ности их применения в общественных отношениях и отраслях права. Такими признаками считаются: назначение; доказательное значение (юридическая сила); время появления документа; стадии изготовле­ния; сроки действия; средства фиксации; вид деятельности; характер правоотношений; субъектность и т. д.
По назначению документ может быть подлинником, дубликатом, копией.
Подлинник (официального) документа - это «первый или единич­ный экземпляр официального документа»[2].
Дубликат документа ~ это «повторный экземпляр подлинника до­кумента, имеющий юридическую силу»[3].
Копия документа - это «документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы»[4].
Под юридической силой документа понимается «свойство официаль­ного документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком офор- мления»[5]. Юридическую силу копия приобретает только после ее заве­рения в соответствии с установленными правилами.
По юридической силе документы могут быть подлинными и под­ложными.
Подлинный документ - это «документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или вы­явленные иным путем, подтверждают достоверность его происхожде­ния»[6].
Подложный документ (фальсифицированный) - это фальшивый до­кумент, изготовленный с соблюдением установленной формы; или под­линный документ с частично измененными реквизитами.
Документ может быть полностью фальсифицированным - это такой документ, в котором не соответствуют подлиннику ни его содержание, ни материальный носитель, ни внешние признаки: почерк, рисунки и т. п.
Документ может быть частично фальсифицированным. Это документ:
подлинный с точки зрения внешних признаков, но с искаженным содержанием (фальсификация содержания);
подлинный с точки зрения внешних признаков, но содержащий сло­ва или фразы, произвольно вставленные в текст при переписке или ре­дактировании и отсутствовавшие в оригинале (интерполяция содержа­ния);
подлинный с точки зрения содержания, авторства и времени созда­ния, но имеющий фальсифицированные внешние признаки (фальсифи­кация состава бланка).
По времени появления документов во внешней среде различают ори­гиналы и копии. Под оригиналом документа понимается подлинник документа, созданный в первый раз, представляющий собой, как пра­вило, единственный экземпляр документа. Повторные воспроизведе­ния подлинников в целях их размножения являются копиями.
В определенных управленческих ситуациях возникает необходи­мость создания «умноженных» оригиналов, т. е. оригиналов, составля­емых в нескольких экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу (договоры, акты).
Таким образом, документы можно классифицировать по разным признакам.
Необходимо отметить, что пока не существует единой, общеприня­той классификации документов.

2. Развитие науки и техники, возникновение новых форм собственно­сти, расширение экономических и культурных связей, активизация об­щественных процессов привели к резкому увеличению объемов инфор­мации, необходимой для управленческой деятельности. От ручной об­работки информации, содержащейся в документах, которая применялась еще в начале XX в., до механизированной, а затем и автоматизирован­ной - таким путем проходил процесс рационализации работы с доку­ментами. Однако нельзя автоматизировать беспорядок, необходимо сначала упорядочить документацию, которую предстоит обрабатывать и использовать.
Основным направлением совершенствования работы с документа­ми является унификация и стандартизация. Под унификацией пони­мается приведение чего-либо к единой системе, форме, единообра­зию[7].
Унификация документов производится в целях сокращения количе­ства применяемых в управленческой деятельности документов, типи­зации их форм, установления единообразных требований к оформле­нию документов, создаваемых при решении однотипных управленчес­ких задач, снижения трудовых, временных и материальных затрат на подготовку и обработку документов, достижения информационной со­вместимости баз данных, создаваемых в различных отраслях деятель­ности.
Управленческая деятельность любой организации характеризуется набором функций, которые она выполняет. Есть ряд типовых функций, которые характерны для любой организации, - организационно-распо­рядительная деятельность, планирование, учет и отчетность и др. Есть специфические (отраслевые) функции, которые могут отсутствовать в организации: например, образовательная деятельность присуща не вся­кой организации.
Каждая управленческая функция реализуется через комплекс (сис­тему) документов, характерных только для данной функции. Совокуп­ность документов, взаимосвязанных по признакам прохождения, назна­чения, вида, сферы деятельности, единых требований к оформлению, называется системой документации[8].
Системы документации могут быть функциональными и отрасле­выми. В отраслевых системах документации происходит документиро­вание соответствующих видов деятельности и отражение их специфи- ки. Например, в систему документов по образованию (общему, средне­му профессиональному, высшему, послевузовскому и т. п.) будут включе­ны документы, характеризующие особенности образовательной деятель­ности в зависимости от вида образовательной организации. Соотноше­ние функциональных и отраслевых систем документов в деятельности организации зависит от характера деятельности, компетенции организа­ции и других факторов.
Но всегда в любой организации присутствует организационная, ис­полнительная и распорядительная деятельность, которая реализуется через систему организационно-распорядительной документации (ОРД).
Организационно-распорядительная документация, в которой фикси­руются решения административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия и регулирования деятель­ности органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их под­разделений и должностных лиц, тесно связана как с отраслевыми, так и с функциональными системами.
Система организационно-распорядительной документации представ­ляет для других систем правовую основу, поэтому так важно и необхо­димо было провести унификацию этой системы документации.
Унификация документов предполагает:
установление номенклатуры действующих в рамках системы уни­фицированных форм документов;
разработку единой модели (схемы) построения документов систе­мы с использованием, как правило, формуляра-образца;
разработку структур документов;
создание общих синтаксических правил построения документов.
При проведении унификации документов учитывались все требова­ния к документам на всех стадиях их создания, заполнения, обработки и хранения, а также психофизиологические возможности человека и параметры технических средств.
Результаты проведенной унификации документов доводятся до уров­ня обязательной правовой формы-стандарта (или других документов по стандартизации).
Стандарты разрабатываются на продукцию, работы, услуги. В соот­ветствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», под стандартизацией понимается де­ятельность по установлению правил и характеристик в целях их добро­вольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и по­вышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Одной из целей стандартизации является достижение технической и инфор­мационной совместимости.
С принятием данного Закона изменилось само понятие «стандарт». Если раньше это был нормативный документ, то теперь Закон закрепил принцип добровольного применения стандартов, а на смену государ- ственным стандартам пришли национальные стандарты. Остались прежними другие документы по стандартизации - правила, нормы и рекомендации в области стандартизации, стандарты предприятий, а так­же общероссийские классификаторы (ОК) технико-экономической и социальной информации, обеспечивающие интегрированную автомати­зированную обработку данных, содержащихся в унифицированных до­кументах и системах документации (в настоящее время в стране разра­ботано 37 общероссийских классификаторов).
Однако государственные стандарты, принятые до 1 июля 2003 г., в том числе и ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы докумен­тации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», продолжают действовать.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. № 316 «О мерах по реализации Федерального закона «"О техни­ческом регулировании"» Государственный комитет Российской Феде­рации по стандартизации и метрологии определен органом, уполномо­ченным исполнять функции национального органа Российской Феде­рации по стандартизации (Госстандарт России).
Национальные стандарты и общероссийские классификаторы тех­нико-экономической и социальной информации принимает Госстандарт России, и они вводятся в действие после их государственной регистра­ции. Контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов осуществляют Госстандарт РФ и иные специально уполно­моченные государственные органы управления в пределах их компетен­ции.
Результатом работы по унификации и стандартизации документов могут быть как стандарты на отдельные документы (например, отчет о научно-исследовательской работе) или на отдельные виды продукции (например, обложка дел длительных сроков хранения)[9], так и на уни­фицированные системы документации.
3. Унифицированная система документации (УСД - это система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содер­жащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности[10].
В настоящее время разработаны и действуют следующие УСД:
унифицированная система организационно-распорядительной доку­ментации;
унифицированная система банковской документации;
унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгал­терской документации бюджетных учреждений и организаций;
унифицированная система отчетно-статистической документации;
унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской доку­ментации предприятий;
унифицированная система документации по труду;
унифицированная система документации Пенсионного фонда Рос­сийской Федерации;
унифицированная система внешнеторговой документации.
На каждую унифицированную систему документации разработан государственный стандарт. Разработчиками УСД являются соответству­ющие министерства (ведомства), осуществляющие координацию в той или иной отрасли деятельности. Так, Министерство финансов РФ яв­ляется ответственным за бухгалтерскую документацию, Росархив РФ - за организационно-распорядительные документы.
Этими же министерствами и ведомствами утверждаются унифици­рованные формы документов, входящих в УСД.
Унифицированная форма документа (УФД) - это совокупность рек­визитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации[11].
Реквизит документа - это обязательный элемент оформления офи­циального документа[12], например подпись, печать, текст и т. д.
Набор реквизитов официального письменного документа, располо­женных в определенной последовательности, называется формуляром документа
Для каждого вида документа (приказа, акта, письма и т. д.) характе­рен свой набор реквизитов. Однако унификация документов в каждой системе осуществлялась путем построения формуляра-образца доку­ментов для конкретной системы документации и установления на его основе оптимального состава реквизитов для данной системы докумен­тации, отдельных видов документов, конкретного документа и т. д. Фор­муляр-образец документа представляет собой «модель построения до­кумента, устанавливающую область применения, форматы, размеры полей, требования к построению конструкционной сетки и основные реквизиты».
Таким образом, в каждой унифицированной системе есть форму­ляр-образец, на основе которого разрабатываются единые формы доку­ментов, единые требования к оформлению реквизитов документов. В УСД также должны быть разработаны унифицированные формы до­кументов, которым присваиваются коды в рамках данной системы.
Унифицированная система организационно-распорядительной доку­ментации (УСОРД) является системой документации, применяемой в любой организации, учреждении, предприятии.
Применение УСОРД регламентируется ГОСТ Р 6.30-2003. ГОСТ распространяется на организационно-распорядительные документы, предусмотренные УСОРД (далее - документы), - постановления, рас­поряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма, которые фик­сируют решения административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулиро­вания деятельности:
федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включая субъекты Российской Федерации, имеющие наря­ду с русским языком в качестве государственного национальный язык, органов местного самоуправления;
предприятий, организаций и их объединений независимо от орга­низационно-правовой формы вида деятельности. Настоящий стандарт устанавливает: состав реквизитов;
требования к оформлению реквизитов; требования к бланкам и оформлению документов; требования к изготовлению, учету, использованию и хранению блан­ков с воспроизведением Государственного герба Российской Федера­ции, гербов субъектов Российской Федерации.
В приложениях к указанному ГОСТу приведены схемы расположе­ния реквизитов организационно-распорядительного документа, т. е. формуляр-образец ОРД с разными вариантами расположения реквизи­тов, образцы бланков документов.

1.       Назовите основные свойства документа.
2.  Дайте определение атрибутивности (функциональности, структурности) документа.
3. Назовите основные признаки документа и дайте краткую характеристику каждого из них.
4.       Что такое юридическая сила документа?
5.     Дайте определение подлинника и дубликата документа.
6. Дайте определение копии документа. Когда копия документа приобрета­ет юридическую силу?
7.    Чем подлинный документ отличается от подложного?
8.   Что представляет собой документ, фальсифицированный полностью?
9.   Что представляет собой документ, фальсифицированный частично?
10.  Что представляет собой оригинал документа?
11.   Каковы основные цели унификации документов?
12.   Что учитывается при проведении унификации документов?
13.   Что понимается под системой документации?
14.   Какие бывают системы документации?
15.   В чем особенность УСОРД?
16. Что представляет собой стандарт и какие виды стандартов применяются в нашей стране?
7.    Что входит в комплекс нормативных документов по стандартизации?
8. Кто разрабатывает и утверждает нормативные документы по стандарти­зации и кто осуществляет контроль и надзор за соблюдением их требований?
9. Что представляет собой УСД и какие действующие в нашей стране УСД вы знаете?
10.  Что понимается под реквизитом документа?
11.  Что определяет формуляр документа и чем отличается формуляр доку­мента от формуляра-образца?
12.  Каким нормативным документом регламентируется применение УСОРД?
13.  Что устанавливает основной стандарт на УСОРД?
14.  Какие приложения включены в ГОСТ Р 6.30-2003?


[1] Кушнаренко Н. Н. Документоведение: Учебник. — 4-е изд., испр. — К.: о-во «Знания», КОО, 2003. — С. 35.
[2]  ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивоведение. Термины и определения. - М., 1998.-С. 2, п. 27.
[3]  Там же. - С. 2, п. 28.
[4]  Там же. - С. 2, п. 29.
[5]  Там же. - С. 2, п. 25.
[6]  Там же. - С. 2, п. 26.
[7]  Большой энциклопедический словарь. - М., 1991. - С. 526.
[8]    ГОСТ Р 51141 -98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - М., 1998.-С. 2, п. 34.
[9] См.: ГОСТ 17914-72. Обложка дел длительного хранения. Типы, размеры, техни­ческие требования. - М., 1972.
[10] ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - М, 1998.-С. 2, п. 34.
[11] ГОСТ Р 51141 -98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - М., 1998. -С. 2, п. 34.
[12] Там же. - С. 2, п. 39.

Комментариев нет:

Отправить комментарий